На мой взгляд постижение визуального искусства (даже на обывательском уровне: посещение выставок, чтение литературы) позволяет помимо прочего воспитывать вкус. Зачем нам это? По моему мнению эстетическое воспитание помогает упорядочивать окружающее нас пространство в соответствии с какими-то канонами. Схематично и на пальцах это примерно так: если мы на нашем континенте договорились, что красивые улицы и здания в городе - это такие-то и такие-то, то соответствие этим договорённостям будет вызывать у человека чувство гармонии, удовлетворения, приятия и лёгкости (лёгкости - в смысле отсутствия тревожности). А такой человек гораздо более эффективен и в конечном итоге счастлив. Приблизительно то же самое с тем, как человек украшает самого себя. Соответствие определённым дресс-кодам в зависимости от контекста ситуации упрощает идентификацию. А идентификация нам важна для быстрого налаживания эффективных контактов. Очень тонкая мысль: одевается ли человек вообще или одевается к месту.

Цвета обладают силой эмоционального воздействия. Они создают настроение: тёплые тона - энергия, холодные - спокойствие. Знание того, как работают взаимодополняющие, аналогичные и триадические схемы, позволяет нам намеренно создавать визуальный баланс или напряженность. Цвета несут в себе символические значения, которые отличаются в разных культурах, а изобразительное искусство учит вдумчиво их использовать. Порой одни только цвета - это повествование без слов. Рекомендую обратить внимание на визуальную эстетику официальных церемоний различных стран.
Но искусство обращает наше внимание не только на цвета, мы видим картинку в целом, получая представление о композиции. Что это даёт нам? Композиция - способ организации пространства, описывающий взаимоотношения и иерархию объектов. Мы учимся замечать тонкости освещения, текстуры, пропорций и форм. Со временем происходит обострение зрительной чувствительности. Вы уже видите, когда бренд не придерживается брендовых цветов, путает шрифты, мешая по 4-5 шрифтов в одном послании, ни один из которых ни разу не корпоративный. Неряшливость и небрежность в таких вещах начинает остро бросаться в глаза. Вы учитесь оценивать свою работу неделями и месяцами "маринуя"её и ожидая пока она "отлежится". Смотрите на неё "свежим взглядом" спустя продолжительное время - хороша она или "напрягает". Вы уменьшаете картинку до размеров почтовой марки и вдумчиво смотрите на композиционный рисунок этого маленького превью - на месте ли пятна, того ли они цвета, не перевешивает ли правая сторона левую итд.

Визуальный опыт, который мы получаем изучая предметы искусства помогает нам запоминать гармоничные сочетания цветов и фактур тканей. Глядя на сценки, которые изображают художники на своих картинах, мы замечаем уместность или нелепость нарядов. Мы учимся подмечать детали, оценивать мимику и взгляды - постигая тем самым тонкости светского мира и психологию человеческих отношений. Изучая искусство мы как- бы изучаем грамматику визуального языка.

С одной стороны, с обострением зрительной чувствительности и формированием насмотренности мы становимся более образованными в части визуального языка. С другой стороны, во всем важна мера и целесообразность. Адекватный человек без запроса не назначает себя арбитром чужого вкуса. Знания необходимы прежде всего для того, чтобы применять их для совершенствования своей собственной персоны и своей работы. Всё-таки во всем, абсолютно во всём важна степень адекватности. Пожалуй, на мой взгляд, степень адекватности - один из важнейших ключевых параметров лично для меня в выборе чего-либо.
Made on
Tilda